Учебный план 2024-2025 учебный год

Учебный план для обучающихся с легкой умственной отсталостью
(ФГОС ОО УО (ИН) вариант 1)
Пояснительная записка
Учебный для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объѐм аудиторной
нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке
содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного
процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.
Учебный план представлен по этапам обучения:
1 этап - I - IV или I дополнительный, I - IV классы;
2 этап - V - IX классы;
3 этап - X - XII классы.
Срок обучения по АООП составляет 9 - 13 лет.
Выбор вариантов сроков обучения Организация осуществляет самостоятельно с
учетом:
- особенностей психофизического развития обучающихся, сформированности у них
готовности к школьному обучению и имеющихся особых образовательных потребностей;
- наличия комплекса условий для реализации АООП (кадровые, финансовые и
материально-технические).
На каждом этапе обучения в учебном плане представлены семь предметных областей
и коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных предметов, входящих в
состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую
направленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей этой
категории обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и
физического развития обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционноразвивающая область.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих
государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП, и
учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
- формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой
социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в
социальное окружение;
- формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
- формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях.
Часть базисного учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных

потребностей, характерных для данной группы обучающихся, а также индивидуальных
потребностей каждого обучающегося.
Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, предусматривает:
- учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе
этнокультурные;
- увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов
обязательной части;
- введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных
потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) и необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или)
физическом развитии;
- введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов.
Неотъемлемой составляющей учебного плана является внеурочная деятельность,
включающая коррекционно-развивающую область и другие направления внеурочной
деятельности.
Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено
обязательными коррекционными курсами (коррекционно развивающими занятиями).
Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное
соотношение может осуществляться общеобразовательной организацией самостоятельно,
исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на
основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. Время,
отведенное на реализацию коррекционно-развивающей области, не учитывается при
определении максимально допустимой учебной нагрузки, но учитывается при
определении объемов финансирования.
Всего на коррекционно-развивающую область отводится не менее 5 часов в неделю
из часов внеурочной деятельности.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является
неотъемлемой частью образовательного процесса в общеобразовательной организации.
Внеурочная деятельность обучающихся формируется из часов, необходимых для
обеспечения их индивидуальных потребностей, и составляет суммарно 10 часов в неделю
на обучающегося, из которых не менее 5 часов должны включать обязательные занятия
коррекционной направленности с учетом возрастных особенностей обучающихся и их
физиологических потребностей (пункт 3.4.16 санитарных правил СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления обучающихся и молодежи", утвержденных постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 N 28
(зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г,
регистрационный N 61573), действующим до 1 января 2027 г.
Выбор направлений внеурочной деятельности и распределение на них часов
самостоятельно осуществляется общеобразовательной организацией в рамках общего
количества часов, предусмотренных примерным учебным планом (4 часа).
Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП
определяет образовательная организация.
Для развития потенциала тех обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), которые в силу особенностей своего
психофизического развития испытывают трудности в усвоении отдельных учебных
предметов, могут разрабатываться с участием их родителей (законных представителей)

индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются индивидуальные
учебные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и формы
образования). Реализация индивидуальных учебных планов, программ сопровождается
тьюторской поддержкой.

Учебный план общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(1 вариант)
Образовательные области
Обязательная часть
1. Язык и речевая практика
2. Математика
3. Естествознание
4. Искусство

1.1. Русский язык
1.2. Чтение
1.3. Речевая практика
2.1. Математика
3.1. Мир природы и человек
4.1. Музыка
4.2. Рисование (изобразительное искусство)
5.1. Адаптивная физическая культура
6.1. Ручной труд

5. Физическая культура
6. Труд (технология)
Итого
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Учебный предмет
Ручной труд
Элективный курс
Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Элективный курс
Основы финансовой грамотности
Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе)
Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и ритмика)
1. Логопедические занятия
2. Ритмика
3. Развитие психомоторики и сенсорных процессов
ИТОГО
Внеурочная деятельность:
Всего к финансированию

1 доп.

1 «А»

2 «А»

4 «А»

Всего

2
2
3
3
2
2
2
3
2
21

3
3
2
3
2
2
1
3
2
21

3
4
2
4
1
1
1
3
1
20

3
4
2
4
1
1
1
3
1
20

11
13
9
14
6
6
5
12
6
82

21
6
3
1
2
27
4
31

21
6
3
1
2
27
4
31

1
0
1
22
6
3
1
2
28
4
32

1
1
1
23
6
3
1
2
29
4
33

2
1
2
87
24
12
4
8
111
16
127

Учебный план общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(1 вариант)
Образовательные области

5 «А»

6 «А»

6 «В»

8 «А»

8,9 «А»

Всего

4
4
4
2
2
1
2
3

4
4
4
2
2
2
2
3

4
4
4
2
2
2
2
3

4
4
3
1
2
2
2
2
3

4
4
3
1
2
2
2
2
3

20
20
18
2
6
4
8
10
8
1
2
15

6

6

6

7

7

34

2
2
2

2
2
2

2
2
2

3/3
2
2

3/3
2
2

12
12
10

Итого

28

29

29

30

30

146

Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Элективный курс
Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Элективный курс
Основы финансовой грамотности
Музыка
Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе)
Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и ритмика)
1. ЛФК
2. Развитие психомоторики и сенсорных процессов
3. Логопедические занятия
Внеурочная деятельность
Всего к финансированию

1
1
30
6
1
3
2
4
40

1
1
31
6
1
3
2
4
41

1
1
31
6
1
3
2
4
41

1
31
6
1
3
2
4
41

1
31
6
1
3
2
4
41

1
5
2
154
30
5
15
10
20
204

Обязательная часть
1. Язык и речевая практика
2. Математика
3. Естествознание
4. Человек и общество
5. Искусство
6. Физическая культура
7. Труд (технология)

1.1. Русский язык
1.2. Чтение (Литературное чтение)
2.1. Математика
2.2. Информатика
3.1. Природоведение
3.2. Биология
3.3. География
4.1. Основы социальной жизни
4.2. Мир истории/История Отечества
5.1 Музыка
5.2 Изобразительное искусство
6.1. Адаптивная физическая культура
7.1. Труд (технология):
7.1.1. Швейное дело/ Столярное дело
7.1.2. Сельскохозяйственный труд
7.1.3. Штукатурно-малярное дело

Учебный план для обучающихся с нарушениями
опорно-двигательного аппарата с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Пояснительная записка
Учебный план ГБОУ СО «Качканарская школа» для обучающихся с нарушениями
опорно-двигательного аппарата с умственной отсталостью составлен в соответствии с
Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программой обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Приказ Министерства
просвещения РФ от 24.11.2022 № 1026 и определяет аудиторную нагрузку обучающихся,
состав обязательных предметных областей и время, отводимое на их освоение.
Недельный план представлен для II этапа образования для V-IX классов.
Учебная нагрузка рассчитывается исходя из 34 учебных недель.
В учебном плане представлены семь предметных областей и коррекционноразвивающая область. Содержание всех учебных предметов имеет ярко выраженную
коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в учете особых
образовательных потребностей обучающихся.
Учебный план включает обязательную часть и часть, формируемую
образовательным учреждением.
Содержание предметов:
Предметная область «Язык и речевая практика» представлен двумя предметами:
Русский язык и Чтение.
Основными задачами обучения являются:
- формирование орфографических и пунктуационных знаний, умений и навыков;
- развитие устной и письменной коммуникации;
- оформление всех видов деловых бумаг;
- написание небольших по объему сочинений, изложений;
- осознанное чтение вслух и «про себя» доступных по содержанию текстов;
- заучивание наизусть стихотворений.
Предметная область «Математика» представлен двумя предметами: Математика и
Информатика.
Математика имеет выраженную практическую направленность с целью обеспечения
жизненно важных умений обучающихся по ведению домашнего хозяйства, их
деятельности в доступных профилях (профессиях) по труду. Математика вносит
существенный вклад в развитие и коррекцию мышления и речи, она значительно
продвигает большую часть обучающихся на пути освоения ими элементов логического
мышления.
Математические знания реализуются и при изучении других дисциплин учебного
плана: Истории Отечества, географии, адаптивной физической культуры,
изобразительного искусства и др.
Предмет «История Отечества» формирует систему знаний о самых значительных
исторических событиях в становлении и развитии основ Российской государственности с
древнейших времен до новейшей истории. Нарушение сложных форм познавательной
деятельности при умственной отсталости (анализ, классификация, обобщение, мысленное
планирование) не позволяют выстраивать курс истории на основе развернутых
хронологических сведений, поэтому он представлен на наиболее ярких ключевых
событиях эволюции России как государства, явлениях, обогащавших науку,
производство, культуру, общественный уклад. Принцип социокультурного развития

средствами истории способствует воспитанию гражданских, патриотических чувств,
широкому использованию примеров из истории региона, формированию простейших
обществоведческих представлений: о религиях, видах и структуре государственной
власти, морали, этике, правовых устоях, культурных достижениях общества и др.
«География» - элементарный курс физической географии России и зарубежья,
позволяющий на основе межпредметных связей сформировать доступные представления
о физической, социально-экономической географии, ее природных и климатических
ресурсах, влияющих на образ жизни, культуру, хозяйственную деятельность человека на
земле. Особое место в курсе географии отводится изучению родного края,
природоохранной деятельности, что существенно дополняет систему воспитательной
работы по гражданскому, нравственно – этическому воспитанию.
Естественнонаучное образование обучающихся с умственной отсталостью строится
на основе психологических особенностей восприятия и анализа окружающего мира.
Основной коррекционной задачей является преодоление инертности психических
функций, расширение представлений о многообразии форм жизни окружающей среды.
Так же, как и все другие предметы учебного плана, естествоведческие знания помогают
осмыслению единства свойств неживой и живой природы. Знания по предметам
данного цикла формируют у обучающихся практические навыки взаимодействия с
объектами природы, ее явлениями.
Адаптивная физическая культура так же направлена на коррекцию
психофизического развития и выполняет общеразвивающую функцию.
Учебный предмет Труд (технология) предполагает занятия по следующим
профилям:
- швейное дело,
- столярное дело,
- штукатурно-малярное дело,
- сельскохозяйственный труд.
Выбор данных профилей обусловлен
учетом индивидуальных особенностей
обучающихся, запросом профессий на рынке труда, а также зависит от материальнотехнического обеспечения образовательного учреждения.
Предпочтение, отданное вышеперечисленным профилям, позволяет решать задачи
трудового обучения и социального воспитания с потенциалом применения
интеллектуальных умений обучающихся, полученных в ходе изучения других учебных
предметов.
Коррекционные технологии отведены на занятия логопедической коррекции,
развития психомоторики и сенсорных процессов. Продолжительность занятий – 20
минут.

Учебный план общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 6.3)
Образовательные области

6 «А»

8 «А»

Всего

4
4
4
2
2
2
2
3

4
4
3
1
2
2
2
2
3

8
8
7
1
2
2
4
4
4
6

6

7

2
2
2

3
2
2

13
5
4
4

Итого

29

30

59

Элективный курс
Элективный курс

1
1
31
6
1
3
2
4
41

1
31
6
1
3
2
4
41

2
1
62
12
2
6
4
8
82

Обязательная часть
1. Язык и речевая практика
2. Математика
3. Естествознание
4. Человек и общество
5. Искусство
6. Физическая культура
7. Труд (технология)

1.1. Русский язык
1.2. Чтение (Литературное чтение)
2.1. Математика
2.2. Информатика
3.1. Природоведение
3.2. Биология
3.3. География
4.1. Основы социальной жизни
4.2. Мир истории/История Отечества
5.1 Музыка
5.2 Рисование
6.1. Адаптивная физическая культура
7.1. Труд (технология):
7.1.1. Швейное дело/ Столярное дело
7.1.2. Сельскохозяйственный труд
7.1.3. Штукатурно-малярное дело

Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Основы финансовой грамотности
Музыка
Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе)
Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и ритмика)
1. ЛФК
2. Развитие психомоторики и сенсорных процессов
3. Логопедические занятия
Внеурочная деятельность
Всего к финансированию

Учебный план для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата с
умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития
(Вариант 6.4)
Пояснительная записка
Учебный план для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата с
умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития составлен в
соответствии с Федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программой
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями), Приказ Министерства просвещения РФ от 24.11.2022 № 1026 и
определяет аудиторную нагрузку обучающихся, состав обязательных предметных
областей и время, отводимое на их освоение.
Обучающийся с нарушениями опорно-двигательного аппарата с умеренной, тяжелой
и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и
множественными нарушениями развития (ТМНР), получает образование по варианту 2
адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с
нарушениями опорно-двигательного аппарата с умеренной, тяжелой, глубокой
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями),
тяжелыми
и
множественными нарушениями развития, на основе которой образовательная
организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР),
учитывающую индивидуальные образовательные потребности обучающегося с
умственной отсталостью.
Учебная нагрузка рассчитывается исходя из 34 учебных недель.
В учебном плане представлены семь предметных областей и коррекционноразвивающая область. Содержание всех учебных предметов имеет ярко выраженную
коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в учете особых
образовательных потребностей обучающихся.
Примерный учебный план организации, реализующей вариант 2 АООП, включает
две части:
I – обязательная часть, включает:
 шесть образовательных областей, представленных десятью учебными предметами;
 коррекционно-развивающие занятия, проводимые учителем-логопедом, учителем или
учителем-дефектологом;
II – часть, формируемая участниками образовательного процесса, включает:
 коррекционные курсы, проводимые различными специалистами;
 внеурочные мероприятия.
Личностные результаты освоения:
- осознание себя, как «Я»;
- осознание своей принадлежности к определенному полу; социально-эмоциональное
участие в процессе общения и совместной деятельности;
- развитие адекватных представлений о окружающем социальном мире, овладение
социально-бытовыми умениями, необходимыми в повседневной жизни дома и в школе,
умение выполнять посильную домашнюю работу, включаться в школьные дела и др.
- понимание собственных возможностей и ограничений, умение пользоваться
индивидуальными слуховыми аппаратами и (или) имплантантом и другими
личными техническими средствами в разных ситуациях; умение сообщать о нездоровье,

опасности и т.д.;
- владение элементарными навыками коммуникации и принятыми нормами
взаимодействия;
- способность к осмыслению социального окружения;
- развитие самостоятельности;
- овладение общепринятыми правилами поведения;
- наличие интереса к практической деятельности.

Учебный план
для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (Вариант 6.4)
1. Обязательная часть
I. Предметные области
1) Язык и речевая практика
2) Математика
3) Окружающий мир

4) Искусство
5) Физическая культура
6) Труд (технология)
ИТОГО:

Учебные предметы
1.1 Речь и альтернативная коммуникация
2.1 Математические представления
3.1 Окружающий природный мир
3.2. Человек
3.3. Домоводство
3.4. Окружающий социальный мир
4.1 Музыка и движение
4.2 Изобразительная деятельность
5.1.Адаптивная физическая культура
6.1 Профильный труд

Количество часов
9 «Б»
2
2
2
5
3
2
2
5
23

Всего
2
2
2
5
3
2
2
5
23

2. Часть, формируемая участниками образовательных отношений
II. Коррекционные курсы
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Человек
Предметно-практические действия
Коррекционно-развивающие занятия
Альтернативная коммуникация
Коррекционные курсы
1) Сенсорное развитие
2) Предметно-практические действия
3) Двигательное развитие
4) Альтернативная коммуникация
Итого
Внеурочная деятельность: 33/34 недели
Всего к финансированию

Количество часов
9 «Б»
6
2
2
2
8
2
2
2
2
37
6
43

Всего
6
2
2
2
8
2
2
2
2
37
6
43

Учебный план для обучающихся с расстройствами аутистического спектра,
осложненными умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью
(Вариант 8.4)
Пояснительная записка
Учебный план АООП для обучающихся с расстройствами аутистического спектра,
осложненными умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и ТМНР, вариант
8.4 обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет
общий объем нагрузки и максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав и
структуру образовательных областей, учебных предметов по годам обучения.
Учебный план для обучающихся составлен с учѐтом максимальной величины
недельной образовательной нагрузки при 5-дневной неделе в соответствии с СП 2.4.
3648-20.
Вариант 8.4 АООП может включать как один, так и несколько учебных планов.
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР), разрабатываемая
образовательной организацией на основе АООП, включает индивидуальный учебный
план (ИУП), содержащий предметные области, предметы и коррекционные курсы,
которые соответствуют особым образовательным возможностям и потребностям
конкретного обучающегося.
Общий объѐм нагрузки, включенной в ИУП не может превышать объем,
предусмотренный учебным планом АООП. Формы организации образовательного
процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП
образования определяет образовательная организация. Учебные планы обеспечивают в
случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области
образования, возможность обучения на государственных языках субъектов Российской
Федерации, а также возможность их изучения, и устанавливают количество занятий,
отводимых на их изучение, по классам (годам) обучения.
Примерный учебный план организации, реализующей вариант 8.4 АООП, включает
две части:
I – обязательная часть, включает:
 шесть образовательных областей, представленных десятью учебными предметами;
 коррекционно-развивающие занятия, проводимые учителем – логопедом и (или)
учителем-дефектологом;
II – часть, формируемая участниками образовательного процесса, включает:
 коррекционные курсы, проводимые различными специалистами;
 внеурочные мероприятия.
Согласно АООП, при организации образования на основе СИПР, индивидуальная
недельная нагрузка обучающегося может варьироваться. Так, с учетом примерного
учебного плана организация, реализующая вариант 8.4 АООП, составляет ИУП для
каждого обучающегося, в котором определен индивидуальный набор учебных предметов
и коррекционных курсов с указанием объема учебной нагрузки. В индивидуальных
учебных планах детей с наиболее тяжелыми нарушениями развития, как правило,
преобладают занятия коррекционной направленности, у детей с менее выраженными
нарушениями развития больший объѐм учебной нагрузки распределится на предметные
области. Некоторые дети, испытывающие трудности адаптации к условиям обучения в
группе, могут находиться в организации ограниченное время, объем их нагрузки также
лимитируется индивидуальным учебным планом и отражается в расписании занятий.
Основные задачи реализации содержания:

Математические представления
Формирование элементарных математических представлений о форме, величине,
количественных, пространственных и временных представлениях. Формирование
представлений о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа, счет, решение
простых арифметических задач с опорой на наглядность. Овладение способностью
пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту задач.
Речь и альтернативная коммуникация
Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с
использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться
ими в процессе социального взаимодействия. Смыслом обучения социальному
взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное
расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для
ребенка пределах.
Окружающий природный мир
Основными задачами программы являются: формирование представлений об объектах
и явлениях неживой природы, формирование временных представлений, формирование
представлений о растительном и животном мире.
Окружающий социальный мир
Содержание обучения в рамках предмета «Человек» включает формирование
представлений о себе как «Я» и своем ближайшем окружении и повышение уровня
самостоятельности в процессе самообслуживания.
Музыка и движение
Педагогическая
работа
с
обучающимися
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) направлена на его социализацию и интеграцию в
общество. Одним из важнейших средств в этом процессе является музыка. Физические
недостатки могут ограничивать желание и умение танцевать, но музыка побуждает
ребенка двигаться иными способами. У человека может отсутствовать речь, но он,
возможно, будет стремиться к подражанию и «пропеванию» мелодии доступными ему
средствами. Задача педагога состоит в том, чтобы музыкальными средствами помочь
ребенку научиться воспринимать звуки окружающего его мира, сделать его отзывчивым
на музыкальный ритм, мелодику звучания разных жанровых произведений.
Изобразительная деятельность
Вместе с формированием умений и навыков изобразительной деятельности у ребенка
воспитывается эмоциональное отношение к миру, формируются восприятия,
воображение, память, зрительно-двигательная координация. На занятиях по аппликации,
лепке, рисованию дети имеют возможность выразить себя как личность, проявить интерес
к деятельности или к предмету изображения, доступными для них способами
осуществить выбор изобразительных средств. Многообразие используемых в
изобразительной деятельности материалов и техник позволяет включать в этот вид
деятельности всех детей без исключения. Несмотря на то, что некоторые дети с ДЦП не
могут использовать приемы захвата кисти, карандаша, они могут создать сюжет
изображения, отпечатывая картинки штампами. Разнообразие используемых техник
делает работы детей выразительнее, богаче по содержанию, доставляет им много
положительных эмоций.
Сенсорное развитие
Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия
окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный

опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в
значительной степени зависит от качества сенсорного опыта детей, т.е. от того, насколько
полно ребенок воспринимает окружающий мир. У обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) сенсорный опыт спонтанно не
формируется. Чем тяжелее нарушения у ребенка, тем значительнее роль развития
чувственного опыта: ощущений и восприятий. Обучающиеся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) наиболее чувствительны к воздействиям на
сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов
сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и
физическому развитию.
Предметно-практические действия
Формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности. Освоение
простых действий с предметами и материалами; умение следовать определенному
порядку при выполнении предметных действий. Овладение навыками предметнопрактической деятельности как необходимой основой для самообслуживания,
коммуникации, изобразительной, трудовой и бытовой деятельности.
Двигательное развитие
Двигательная активность является естественной потребностью человека. Развитие
двигательных навыков необходимо для нормальной жизнедеятельности всех систем и
функций органов человека. У большинства обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) имеются нарушения опорно-двигательных функций,
значительно ограничивающие возможности самостоятельной деятельности обучающихся.
Поэтому работа по обогащению сенсомоторного опыта, поддержанию и развитию
способности к движению и функциональному использованию двигательных навыков
является целью занятий.

Учебный план для обучающихся с РАС (вариант 8.4)
(I-IV классы)
1. Обязательная часть
I. Предметные области
Учебные предметы
Количество часов
1 «Б»
2 «Б»
3 «Б»
4 «Б»
1) Язык и речевая практика
1.1 Речь и альтернативная коммуникация
3
3
2
2
2) Математика
2.1 Математические представления
2
2
2
2
3) Окружающий мир
3.1 Окружающий природный мир
2
2
2
2
3.2. Человек
2
2
2
2
3.3. Домоводство
1
1
3.4. Окружающий социальный мир
1
1
1
1
4) Искусство
4.1.Музыка и движение
2
2
2
2
4.2 Изобразительная деятельность
3
3
3
3
5) Физическая культура
5.1. Адаптивная физическая культура
2
2
2
2
Итого
17
17
17
17
2. Часть, формируемая участниками образовательных отношений
II. Коррекционные курсы
Количество часов
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Окружающий социальный мир
Коррекционно-развивающие занятия
Альтернативная коммуникация
Предметно-практические действия
Домоводство
Коррекционные курсы
1) Сенсорное развитие
2) Предметно-практические действия
3) Двигательное развитие
4) Альтернативная коммуникация
Итого
Внеурочная деятельность: 33/34 недели
Всего к финансированию

1 «Б»
4
1
1
1
1
6
2
1
1
2
27
4
31

2 «Б»
6
1
2
1
1
1
6
2
1
1
2
29
4
33

3 «Б»
6
1
2
1
1
1
6
2
1
1
2
29
4
33

4 «Б»
6
1
2
1
1
1
6
2
1
1
2
29
4
33

Всего
10
8
8
8
2
4
8
12
12
68

Всего
16
4
7
4
4
3
24
8
4
4
8
114
16
130

Учебный план для обучающихся с для обучающихся умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), Вариант 2
Пояснительная записка
Учебный план АООП, вариант 2 обеспечивает введение в действие и реализацию
требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем
учебной нагрузки обучающихся, состав и структуру образовательных областей, учебных
предметов по годам обучения.
Учебный план для обучающихся составлен с учѐтом максимальной величины
недельной образовательной нагрузки при 5-дневной неделе в соответствии с СП 2.4.
3648-20.
Вариант 2 АООП может включать как один, так и несколько учебных планов.
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР), разрабатываемая
образовательной организацией на основе АООП, включает индивидуальный учебный
план (ИУП), содержащий предметные области, предметы и коррекционные курсы,
которые соответствуют особым образовательным возможностям и потребностям
конкретного обучающегося.
Общий объѐм нагрузки, включенной в ИУП не может превышать объем,
предусмотренный учебным планом АООП. Формы организации образовательного
процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП
образования определяет образовательная организация. Учебные планы обеспечивают в
случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области
образования, возможность обучения на государственных языках субъектов Российской
Федерации, а также возможность их изучения, и устанавливают количество занятий,
отводимых на их изучение, по классам (годам) обучения.
Примерный учебный план организации, реализующей вариант 2 АООП, включает
две части:
I – обязательная часть, включает:
 пять образовательных областей, представленных девятью учебными предметами;
 коррекционно-развивающие занятия, проводимые учителем – логопедом и (или)
учителем-дефектологом;
II – часть, формируемая участниками образовательного процесса, включает:
 коррекционные курсы, проводимые различными специалистами;
 внеурочные мероприятия.
Согласно АООП, при организации образования на основе СИПР, индивидуальная
недельная нагрузка обучающегося может варьироваться. Так, с учетом примерного
учебного плана организация, реализующая вариант 2 АООП, составляет ИУП для
каждого обучающегося, в котором определен индивидуальный набор учебных предметов
и коррекционных курсов с указанием объема учебной нагрузки. В индивидуальных
учебных планах детей с наиболее тяжелыми нарушениями развития, как правило,
преобладают занятия коррекционной направленности, у детей с менее выраженными
нарушениями развития больший объѐм учебной нагрузки распределится на предметные
области. Некоторые дети, испытывающие трудности адаптации к условиям обучения в
группе, могут находиться в организации ограниченное время, объем их нагрузки также
лимитируется индивидуальным учебным планом и отражается в расписании занятий.
Основные задачи реализации содержания:
Математические представления

Формирование элементарных математических представлений о форме, величине,
количественных, пространственных и временных представлениях. Формирование
представлений о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа, счет, решение
простых арифметических задач с опорой на наглядность. Овладение способностью
пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту задач.
Речь и альтернативная коммуникация
Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с
использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться
ими в процессе социального взаимодействия. Смыслом обучения социальному
взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное
расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для
ребенка пределах.
Окружающий природный мир
Основными задачами программы являются: формирование представлений об объектах
и явлениях неживой природы, формирование временных представлений, формирование
представлений о растительном и животном мире.
Окружающий социальный мир
Содержание обучения в рамках предмета «Человек» включает формирование
представлений о себе как «Я» и своем ближайшем окружении и повышение уровня
самостоятельности в процессе самообслуживания.
Музыка и движение
Педагогическая
работа
с
обучающимися
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) направлена на его социализацию и интеграцию в
общество. Одним из важнейших средств в этом процессе является музыка. Физические
недостатки могут ограничивать желание и умение танцевать, но музыка побуждает
ребенка двигаться иными способами. У человека может отсутствовать речь, но он,
возможно, будет стремиться к подражанию и «пропеванию» мелодии доступными ему
средствами. Задача педагога состоит в том, чтобы музыкальными средствами помочь
ребенку научиться воспринимать звуки окружающего его мира, сделать его отзывчивым
на музыкальный ритм, мелодику звучания разных жанровых произведений.
Изобразительная деятельность
Вместе с формированием умений и навыков изобразительной деятельности у ребенка
воспитывается эмоциональное отношение к миру, формируются восприятия,
воображение, память, зрительно-двигательная координация. На занятиях по аппликации,
лепке, рисованию дети имеют возможность выразить себя как личность, проявить интерес
к деятельности или к предмету изображения, доступными для них способами
осуществить выбор изобразительных средств. Многообразие используемых в
изобразительной деятельности материалов и техник позволяет включать в этот вид
деятельности всех детей без исключения. Несмотря на то, что некоторые дети с ДЦП не
могут использовать приемы захвата кисти, карандаша, они могут создать сюжет
изображения, отпечатывая картинки штампами. Разнообразие используемых техник
делает работы детей выразительнее, богаче по содержанию, доставляет им много
положительных эмоций.
Сенсорное развитие
Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия
окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный
опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в

значительной степени зависит от качества сенсорного опыта детей, т.е. от того, насколько
полно ребенок воспринимает окружающий мир. У обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) сенсорный опыт спонтанно не
формируется. Чем тяжелее нарушения у ребенка, тем значительнее роль развития
чувственного опыта: ощущений и восприятий. Обучающиеся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) наиболее чувствительны к воздействиям на
сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов
сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и
физическому развитию.
Предметно-практические действия
Формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности. Освоение
простых действий с предметами и материалами; умение следовать определенному
порядку при выполнении предметных действий. Овладение навыками предметнопрактической деятельности как необходимой основой для самообслуживания,
коммуникации, изобразительной, трудовой и бытовой деятельности.
Двигательное развитие
Двигательная активность является естественной потребностью человека. Развитие
двигательных навыков необходимо для нормальной жизнедеятельности всех систем и
функций органов человека. У большинства обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) имеются нарушения опорно-двигательных функций,
значительно ограничивающие возможности самостоятельной деятельности обучающихся.
Поэтому работа по обогащению сенсомоторного опыта, поддержанию и развитию
способности к движению и функциональному использованию двигательных навыков
является целью занятий.

Учебный план для обучающихся с ТМНР (2 вариант)
I. Предметные области
1) Язык и речевая практика
2) Математика
3) Окружающий мир

4) Искусство
5) Физическая культура
Итого

(I-IV классы)

1. Обязательная часть
Учебные предметы

Количество часов

1 «Б»
4 «Б»
2
2
2
2
2
2
2
1
1
1
2
2
2
3
2
2
13
17
2. Часть, формируемая участниками образовательных отношений
II. Коррекционные курсы
Количество часов
1.1 Речь и альтернативная коммуникация
2.1 Математические представления
3.1 Окружающий природный мир
3.2. Человек
3.3. Домоводство
3.4. Окружающий социальный мир
4.1.Музыка и движение
4.2 Изобразительная деятельность
5.1. Адаптивная физическая культура

Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Окружающий социальный мир
Коррекционно-развивающие занятия
Альтернативная коммуникация
Предметно-практические действия
Домоводство
Коррекционные курсы
1) Сенсорное развитие
2) Предметно-практические действия
3) Двигательное развитие
4) Альтернативная коммуникация
Итого
Внеурочная деятельность: 33/34 недели
Всего к финансированию

1 «Б»
4
2
1
1
5
2
1
1
1
22
4
26

4 «Б»
6
1
2
1
1
1
6
2
1
1
2
29
4
33

Всего
4
4
4
2
1
2
4
5
4
30

Всего
10
1
4
2
2
1
11
4
2
2
3
51
8
59

Учебный план для обучающихся с ТМНР (2 вариант)

(V-IX классы)

1. Обязательная часть
I. Предметные области

Учебные предметы

Количество часов

5 «Б»
7 «Б»
8 «Б»
9 «Б»
1) Язык и речевая 1.1 Речь и альтернативная коммуникация
2
2
2
2
практика
2) Математика
2.1 Математические представления
2
2
2
2
3) Окружающий мир
3.1 Окружающий природный мир
2
2
2
2
3.2. Человек
1
1
1
1
3.3. Домоводство
3
5
5
5
3.4. Окружающий социальный мир
2
2
2
2
4) Искусство
4.1 Музыка и движение
2
2
2
2
4.2 Изобразительная деятельность
3
3
0
0
5) Физическая культура
5.1.Адаптивная физическая культура
2
2
2
2
6) Труд (технология)
6.1 Профильный труд
2
2
2
ИТОГО:
19
23
20
20
2. Часть, формируемая участниками образовательных отношений
II. Коррекционные курсы
Количество часов
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Человек
Предметно-практические действия
Коррекционно-развивающие занятия
Альтернативная коммуникация
Коррекционные курсы
1) Сенсорное развитие
2) Предметно-практические действия
3) Двигательное развитие
4) Альтернативная коммуникация
Итого
Внеурочная деятельность: 33/34 недели
Всего к финансированию

5 «Б»
6
1
1
2
2
4
1
1
1
1
29
6
36

7 «Б»
6
1
1
2
2
4
1
1
1
1
33
6
39

8 «Б»
6
1
1
2
2
4
2
1
1
1
30
6
36

9 «Б»
6
1
1
2
2
4
2
1
1
1
30
6
36

Всего
8
8
8
4
18
8
8
6
8
6
82

Всего
24
4
4
8
8
16
6
4
4
4
122
24
147

Учебный план для обучающихся, имеющих умеренную, тяжелую умственную
отсталость и сложный дефект, зачисленных на обучение ранее 1 сентября 2016 года
Пояснительная записка
Учебный план определяет основные образовательные направления, перечень учебных
предметов, их распределение по годам обучения с учетом специфики обучения детей со
сложным дефектом и максимально допустимой нагрузки часов при пятидневной учебной
неделе.
Содержание образования направлено на решение следующих задач:
- формирование представлений о себе;
- формирование навыков самообслуживания и жизнеобеспечения;
- формирование доступных представлений об окружающем мире и ориентации в среде;
- формирование коммуникативных умений;
- обучение предметно-практической и доступной трудовой деятельности;
- обучение доступным знаниям по общеобразовательным предметам, имеющим
практическую направленность и соответствующим психофизическим возможностям
воспитанников;
- овладение доступными образовательными уровнями.
Реализация данных задач составляет основу работы с детьми и осуществляется через:
- конкретизацию учебных областей;
- наполнение учебного содержания образования по годам обучения;
- отбор и применение оптимальных приемов, методов и форм обучения;
- создание специальных учебных пособий для детей;
- определение содержания образования не «классом» (в традиционном смысле), а «годом
обучения», так как при этом легче учитывать возраст и жизненный опыт ребенка, время
пребывания в образовательном учреждении и сформированность тех или иных знаний,
умений и навыков, которые заложены в учебном плане и в программе.
Содержание обучения строится на основе общих закономерностей развития психики
детей со сложным дефектом и нацелено на формирование социально значимых умений, а
также на формировании трудовой деятельности и домоводства как основы для
простейшего самообслуживания: безопасное приготовление пищи, уход за одеждой,
мелкая стирка, уборка помещения и др.
Основная цель обучения – минимизация социальной инвалидности, преодоление
житейской (бытовой) зависимости от семьи. Акцент в обучении переносится на умение
использовать учебные знания для решения повседневных жизненных задач, а также для
участия в трудовой или общественно-полезной деятельности.
Предметы учебного плана нацелены на разнообразные коммуникативные умения.
Чтение, развитие речи – формирует качество поведения и черт характера на примере
доступных литературных жанров: сказки, рассказы, короткие стихи, басни.
Математика (практический счет, элементы геометрии) – умение применять счѐтные
навыки при расчѐте денег на продукты, приготовлении пищи, покупку одежды и обуви.
В живом мире важно уделять внимание человеку, охране его здоровья, безопасности
поведения в межполовых отношениях и окружающей среде.
Комплексные музыкально-ритмические занятия являются основой музыкального,
двигательного, эмоционального и умственного развития.
Целенаправленное использование изобразительной деятельности
обеспечивает
развитие сенсомоторной сферы, мелкой моторики, координации обеих рук, зрительнодвигательной координации, восприятия, представлений об окружающем мире.

Часы, отведѐнные на хозяйственно-бытовой труд и привитие навыков
самообслуживания, готовит детей к самостоятельности в быту. Эти занятия являются
также средством активного познания окружающей действительности, формируют речь.
В основу занятий по физкультуре положена система простейших физических
упражнений, направленных на коррекцию дефектов физического развития и моторики,
укрепления здоровья, на выработку жизненно необходимых двигательных умений и
навыков.
Предмет «домоводство» в большей мере соответствует задачам
социального
воспитания и позволяет поэтапно формировать навыки по ведению домашнего хозяйства,
практически применять умения из других учебных предметов, заложить комплекс
прикладных умений: стирка, глажение, мелкий ремонт, кулинария и т.д.
Трудовое обучение представлено обслуживающим трудом (гардеробщик, уборщик
служебных помещений, садовник). В процессе получения профессиональной
информации у учащихся происходит формирование простейших трудовых навыков,
которые впоследствии могут быть использованы воспитанниками в быту. При освоении и
отработке наиболее общих умений и навыков осуществляется профессиональная проба,
которая помогает педагогу выявить уровень готовности обучающихся к освоению
специальности. Определяется состояние мелкой и крупной моторики каждого ребѐнка,
способность выполнять заданную последовательность работ, контролировать себя в
процессе работы и выполнять основные операции.
Организация обучения на каждом этапе подразумевает параллельность, т.е. в процессе
обучения нецелесообразно отдельно выделять занятия по чтению, русскому языку
(письмо), развитию речи: каждое из них включается в единый комплекс, нацеленный на
развитие речи, активизацию познавательной деятельности с учетом индивидуальных
достижений. При обучении чрезвычайно важно постоянно использовать игровой,
наглядный и занимательный материал, наиболее доступный для данной категории детей,
независимо от их возраста.
На коррекционные, индивидуальные и групповые занятия по логопедии, развитие
психомоторики и сенсорных процессов, социальной коммуникации, ЛФК по расписанию
отводятся часы как в первую, так и во вторую половину дня. Их продолжительность –
15-25 минут. Допустимо проведение индивидуальных логопедических занятий с
отдельными учащимися во время уроков чтения, устной речи.
Обучение имеет коррекционно-направленный характер и является максимально
индивидуализированным в части отбора содержания образования.
Сроки освоения образовательной программы определяются индивидуальными
возможностями ребенка.
№

Наименование программ

Авторы

1.

Программа образования учащихся
с умеренной и тяжелой
умственной отсталостью

Л.Б. Баряева,
Н.Н. Яковлевой

2.

Обучение детей с выраженным

И. М. Бгажнокова

Издательство

Орган,
рекомендовавший
программу
Санкт – Петербург Рекомендована к
ЦДК проф. Л.Б.
использованию в
Баряевой 2011 г.
образовательных
учреждениях
Региональным
экспертным советом
Комитета по образованию
Правительства Санкт Петербурга
Москва «Владос» Министерство

3.

4.

недоразвитием интеллекта.
Программно – методические
материалы:
Учебная программа обучения
детей с умеренной и тяжѐлой
умственной отсталостью

Сборник программ по физической
культуре для образовательных
организаций, реализующих
адаптивные образовательные
программы для детей с
ограниченными возможностями
здоровья (для учащихся с легкой и
умеренной умственной
отсталостью) 1-12 классы
- Физическое воспитание
- Адаптивная физическая культура
- Лечебная физкультура

2007 г.

образования и науки
Российской Федерации

Н.А. Новосѐлова,
А.А. Шлыкова

Екатеринбург,
2004г., центр
«Учебная книга»,

М.М. Кременская

Владос Северо –
Запад, 2013 г.

Программа прошла
экспертизу Министерства
общего и
профессионального
образования
Свердловской области
Рекомендовано
экспертным научно – м
етодическим советом к
использованию в
образовательных
учреждениях Санкт Петербурга

Учебный план для обучающихся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью
и сложным дефектом
Образовательные области

Предметы
(компоненты) обучения

Родная речь

1.Устная речь

Математические представления,
основы арифметики
Естествознание

Искусство
Физкультура
Изобразительная деятельность
Труд (технология)

Всего часов
Коррекционные технологии

Внеурочная деятельность
Всего часов к финансированию

Количество
часов в
неделю
11 «Б»
2

Всего

2

2.Чтение

3

3

3.Письмо

2

2

4.Основы грамоты (по
индивидуальной
программе)

2

2

1.Счет

3

3

1.Живой мир

2

2

2.Природоведение (по
индивидуальной
программе)

1

1

1. Музыка. Танцы, песни
(комплексно)
1. Адаптивная
физическая культура
1. Лепка, рисование,
ручное творчество
1.Прикладной
(профильный) труд:

2

2

3

3

2

2

- Обслуживающий труд
2.Домоводство

4
2

4
2

1.ЛФК

28
1

28
1

2.Логопедия

2

2

3.Коммуникация,
правила социального
поведения

3

3

1
35

1
35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Образование

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».