Учебный план для обучающихся с интеллектуальными нарушениями
(ФГОС ОО УО (ИН) вариант 1)
Пояснительная записка
Учебный для обучающихся с интеллектуальными нарушениями фиксирует общий
объем нагрузки, максимальный объѐм аудиторной нагрузки обучающихся, состав и
структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на
их освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке
содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного
процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.
Учебный план представлен по этапам обучения:
1 этап - I - IV или I дополнительный, I - IV классы;
2 этап - V - IX классы;
3 этап - X - XII классы.
Срок обучения по АООП составляет 9 - 13 лет.
Выбор вариантов сроков обучения Организация осуществляет самостоятельно с
учетом:
- особенностей психофизического развития обучающихся, сформированности у них
готовности к школьному обучению и имеющихся особых образовательных потребностей;
- наличия комплекса условий для реализации АООП (кадровые, финансовые и
материально-технические).
На каждом этапе обучения в учебном плане представлены семь предметных областей
и коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных предметов, входящих в
состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую
направленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей этой
категории обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и
физического развития обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционноразвивающая область.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих
государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП, и
учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с
интеллектуальными нарушениями:
- формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой
социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в
социальное окружение;
- формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
- формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях.
Часть базисного учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных
потребностей, характерных для данной группы обучающихся, а также индивидуальных
потребностей каждого обучающегося.
Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, предусматривает:
- учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе
этнокультурные;
- увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов
обязательной части;
- введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных
потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) и необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или)
физическом развитии;
- введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов.
Неотъемлемой составляющей учебного плана является внеурочная деятельность,
включающая коррекционно-развивающую область и другие направления внеурочной
деятельности.
Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено
обязательными коррекционными курсами (коррекционно развивающими занятиями).
Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное
соотношение может осуществляться общеобразовательной организацией самостоятельно,
исходя из психофизических особенностей обучающихся с интеллектуальными
нарушениями на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
Время, отведенное на реализацию коррекционно-развивающей области, не учитывается
при определении максимально допустимой учебной нагрузки, но учитывается при
определении объемов финансирования.
Всего на коррекционно-развивающую область отводится не менее 5 часов в неделю
из часов внеурочной деятельности.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является
неотъемлемой частью образовательного процесса в общеобразовательной организации.
Внеурочная деятельность обучающихся формируется из часов, необходимых для
обеспечения их индивидуальных потребностей, и составляет суммарно 10 часов в неделю
на обучающегося, из которых не менее 5 часов должны включать обязательные занятия
коррекционной направленности с учетом возрастных особенностей обучающихся и их
физиологических потребностей (пункт 3.4.16 санитарных правил СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления обучающихся и молодежи", утвержденных постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 N 28
(зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г,
регистрационный N 61573), действующим до 1 января 2027 г.
Выбор направлений внеурочной деятельности и распределение на них часов
самостоятельно осуществляется общеобразовательной организацией в рамках общего
количества часов, предусмотренных примерным учебным планом (4 часа).
Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП
определяет образовательная организация.
Для развития потенциала тех обучающихся с интеллектуальными нарушениями,
которые в силу особенностей своего психофизического развития испытывают трудности в
усвоении отдельных учебных предметов, могут разрабатываться с участием их родителей
(законных представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках которых
формируются индивидуальные учебные программы (содержание дисциплин, курсов,
модулей, темп и формы образования). Реализация индивидуальных учебных планов,
программ сопровождается тьюторской поддержкой.
Учебный план общего образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями
(1 вариант)
Образовательные области
1 доп.
1 «А»
2 «А»
3 «А»
Всего
2
2
3
3
2
2
2
3
2
21
3
3
2
3
2
2
1
3
2
21
3
4
2
4
1
1
1
3
1
20
3
4
2
4
1
1
1
3
1
20
11
13
9
14
6
6
5
12
6
82
Учебный предмет
Ручной труд
Элективный курс
Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Элективный курс
Основы финансовой грамотности
Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе)
Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и ритмика)
1. Логопедические занятия
2. Ритмика
3. Развитие психомоторики и сенсорных процессов
21
6
3
1
2
21
6
3
1
2
1
1
1
23
6
3
1
2
1
1
1
23
6
3
1
2
2
1
2
88
24
12
4
8
ИТОГО
Внеурочная деятельность:
Всего к финансированию
27
4
31
27
4
31
29
4
33
29
4
33
112
16
128
Обязательная часть
1. Язык и речевая практика
2. Математика
3. Естествознание
4. Искусство
5. Физическая культура
6. Труд (технология)
Итого
1.1. Русский язык
1.2. Чтение
1.3. Речевая практика
2.1. Математика
3.1. Мир природы и человек
4.1. Музыка
4.2. Рисование (изобразительное искусство)
5.1. Адаптивная физическая культура
6.1. Ручной труд
Учебный план общего образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями
(1 вариант)
Образовательные области
Обязательная часть
1. Язык и речевая практика
2. Математика
3. Естествознание
4. Человек и общество
5. Искусство
6. Физическая культура
7. Труд (технология)
1.1. Русский язык
1.2. Чтение (Литературное чтение)
2.1. Математика
2.2. Информатика
3.1. Природоведение
3.2. Биология
3.3. География
4.1. Основы социальной жизни
4.2. Мир истории/История Отечества
4.3. Этика
4.4. Обществоведение
5.1 Музыка
5.2 Изобразительное искусство
6.1. Адаптивная физическая культура
7.1. Труд (технология):
5 «А»
6 «А»
7 «А»
9 «А»
10 «А»
Всего
4
4
4
2
2
1
2
2
4
4
4
2
2
2
2
2
4
4
3
1
2
2
2
2
2
4
4
3
1
2
2
2
2
2
1
2
1
1
2
1
1
3
17
18
15
3
4
4
6
10
6
1
1
1
2
11
6
6
7
7
15
41
2/2
2
2
-
2/2
2
2
-
3/3
2
2
-
3/3
2
2
5/5
5
5
15
13
6
7
Итого
27
28
29
29
27
140
Элективный курс
Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Элективный курс
Основы финансовой грамотности
Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе)
Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и ритмика)
1. АФК
2. Развитие психомоторики и сенсорных процессов
3. Логопедические занятия
Внеурочная деятельность
Всего к финансированию
1
1
29
6
1
3
2
4
39
1
1
30
6
1
3
2
4
40
1
30
6
1
3
2
4
40
1
30
6
1
3
2
4
40
3
30
6
1
3
2
4
40
2
7
149
30
5
15
10
20
199
7.1.1. Швейное дело/ Столярное дело
7.1.2. Сельскохозяйственный труд
7.1.3. Подготовка младшего обслуживающего персонала
7.1.4. Штукатурно-малярное дело
Учебный план для обучающихся с нарушениями
опорно-двигательного аппарата с интеллектуальными нарушениями
(Вариант 6.3)
Пояснительная записка
Учебный план ГБОУ СО «Качканарская школа» для обучающихся с нарушениями
опорно-двигательного аппарата с интеллектуальными нарушениями составлен в
соответствии с Федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программой
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями), Приказ Министерства просвещения РФ от 24.11.2022 № 1026 и
определяет аудиторную нагрузку обучающихся, состав обязательных предметных
областей и время, отводимое на их освоение.
Недельный план представлен для II этапа образования для V-IX классов.
Учебная нагрузка рассчитывается исходя из 34 учебных недель.
В учебном плане представлены семь предметных областей и коррекционноразвивающая область. Содержание всех учебных предметов имеет ярко выраженную
коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в учете особых
образовательных потребностей обучающихся.
Учебный план включает обязательную часть и часть, формируемую
образовательным учреждением.
Содержание предметов:
Предметная область «Язык и речевая практика» представлен двумя предметами:
Русский язык и Чтение.
Основными задачами обучения являются:
- формирование орфографических и пунктуационных знаний, умений и навыков;
- развитие устной и письменной коммуникации;
- оформление всех видов деловых бумаг;
- написание небольших по объему сочинений, изложений;
- осознанное чтение вслух и «про себя» доступных по содержанию текстов;
- заучивание наизусть стихотворений.
Предметная область «Математика» представлен двумя предметами: Математика и
Информатика.
Математика имеет выраженную практическую направленность с целью обеспечения
жизненно важных умений обучающихся по ведению домашнего хозяйства, их
деятельности в доступных профилях (профессиях) по труду. Математика вносит
существенный вклад в развитие и коррекцию мышления и речи, она значительно
продвигает большую часть обучающихся на пути освоения ими элементов логического
мышления.
Математические знания реализуются и при изучении других дисциплин учебного
плана: Истории Отечества, географии, адаптивной физической культуры,
изобразительного искусства и др.
Предмет «История Отечества» формирует систему знаний о самых значительных
исторических событиях в становлении и развитии основ Российской государственности с
древнейших времен до новейшей истории. Нарушение сложных форм познавательной
деятельности при умственной отсталости (анализ, классификация, обобщение, мысленное
планирование) не позволяют выстраивать курс истории на основе развернутых
хронологических сведений, поэтому он представлен на наиболее ярких ключевых
событиях эволюции России как государства, явлениях, обогащавших науку,
производство, культуру, общественный уклад. Принцип социокультурного развития
средствами истории способствует воспитанию гражданских, патриотических чувств,
широкому использованию примеров из истории региона, формированию простейших
обществоведческих представлений: о религиях, видах и структуре государственной
власти, морали, этике, правовых устоях, культурных достижениях общества и др.
«География» - элементарный курс физической географии России и зарубежья,
позволяющий на основе межпредметных связей сформировать доступные представления
о физической, социально-экономической географии, ее природных и климатических
ресурсах, влияющих на образ жизни, культуру, хозяйственную деятельность человека на
земле. Особое место в курсе географии отводится изучению родного края,
природоохранной деятельности, что существенно дополняет систему воспитательной
работы по гражданскому, нравственно – этическому воспитанию.
Естественнонаучное образование обучающихся с интеллектуальными нарушениями
строится на основе психологических особенностей восприятия и анализа окружающего
мира. Основной коррекционной задачей является преодоление инертности психических
функций, расширение представлений о многообразии форм жизни окружающей среды.
Так же, как и все другие предметы учебного плана, естествоведческие знания помогают
осмыслению единства свойств неживой и живой природы. Знания по предметам
данного цикла формируют у обучающихся практические навыки взаимодействия с
объектами природы, ее явлениями.
Адаптивная физическая культура так же направлена на коррекцию
психофизического развития и выполняет общеразвивающую функцию.
Учебный предмет Труд (технология) предполагает занятия по следующим
профилям:
- швейное дело,
- столярное дело,
- штукатурно-малярное дело,
- сельскохозяйственный труд,
- подготовка младшего обслуживающего персонала.
Выбор данных профилей обусловлен
учетом индивидуальных особенностей
обучающихся, запросом профессий на рынке труда, а также зависит от материальнотехнического обеспечения образовательного учреждения.
Предпочтение, отданное вышеперечисленным профилям, позволяет решать задачи
трудового обучения и социального воспитания с потенциалом применения
интеллектуальных умений обучающихся, полученных в ходе изучения других учебных
предметов.
Коррекционные технологии отведены на логопедические занятия, на развитие
психомоторики и сенсорных процессов. Продолжительность занятий – 20 минут.
Учебный план общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
с интеллектуальными нарушениями (Вариант 6.3)
Образовательные области
7 «А»
9 «А»
Всего
4
4
3
1
2
2
2
2
2
4
4
3
1
2
2
2
2
2
8
8
6
2
4
4
4
4
4
7
7
3
2
2
-
3
2
2
14
6
4
2
2
Итого
29
29
58
Элективный курс
Основы финансовой грамотности
Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе)
Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и ритмика)
1. АФК
2. Развитие психомоторики и сенсорных процессов
3. Логопедические занятия
Внеурочная деятельность
Всего к финансированию
1
30
5
1
2
2
5
40
1
30
5
1
2
2
5
40
2
60
10
2
4
4
10
80
Обязательная часть
1. Язык и речевая практика
2. Математика
3. Естествознание
4. Человек и общество
5. Искусство
6. Физическая культура
7. Труд (технология)
1.1. Русский язык
1.2. Чтение (Литературное чтение)
2.1. Математика
2.2. Информатика
3.1. Биология
3.2. География
4.1. Основы социальной жизни
4.2. История Отечества
5.1 Музыка
5.2 Рисование
6.1. Адаптивная физическая культура
7.1. Труд (технология):
7.1.1. Швейное дело/ Столярное дело
7.1.2. Сельскохозяйственный труд
7.1.3. Подготовка младшего обслуживающего персонала
7.1.4. Штукатурно-малярное дело
Учебный план для обучающихся с интеллектуальными нарушениями,
РАС (вариант 8.3)
Пояснительная записка
Учебный план образования обучающихся с расстройствами аутистического
спектра, осложненными интеллектуальными нарушениями, вариант 8.3 (далее учебный план) обеспечивает введение в действие и реализацию требований
Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной
нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным
предметам.
Устанавливается следующая продолжительность учебного года: 1(1) – I классы
– 33 учебных недели, II-IV (классы) – 34 учебные недели.
Для профилактики переутомления обучающихся в календарном учебном
графике предусмотрены равномерно распределенные периоды учебного времени и
каникул (модули).
Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями с РАС, которые
оказываются неготовыми к школьному обучению, обучение пролонгируется на один
год за счет введения дополнительного первого класса 1(1). Обучение в 1(1) классе
имеет диагностико-пропедевтическую направленность.
В целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся устанавливается
продолжительность учебной недели – 5 дней (при соблюдении СП 2.4.3648-20).
Продолжительность учебных занятий не превышает 40 минут, в 1(1) и 1 классе
35 минут.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30
календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для обучающихся в
подготовительном и 1 классе устанавливаются в течение года дополнительные
недельные каникулы.
Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут,
большой перемены не менее 20 минут.
Реализация АООП ОО в части трудового обучения осуществляется с учетом
индивидуальных особенностей психофизического развития, здоровья, возможностей.
Учебный план включает обязательные предметные области:
Язык и речевая практика;
Математика;
Естествознание;
Человек и общество;
Искусство;
Физическая культура;
Труд (технологии).
Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной
области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность,
заключающуюся в учете особых образовательных потребностей этой категории
обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и
физического развития обучающихся в структуру учебного плана входит и
коррекционно-развивающая область.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть
учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных
областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную
аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП, и учебное время,
отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Основные задачи реализации содержания предметных областей.
Предметная область «Язык и речевая практика».
Учебные предметы: Русский язык, Чтение (Литературное чтение), Речевая
практика.
Основные задачи реализации содержания:
Русский язык. Формирование первоначальных навыков чтения и письма в
процессе овладения грамотой. Формирование элементарных представлений о русском
(родном) языке как средстве общения и источнике получения знаний. Использование
письменной коммуникации для решения практико-ориентированных задач.
Чтение. Осознание значения чтения для решения социально значимых задач,
развития познавательных интересов, воспитания чувства прекрасного, элементарных
этических представлений, понятий, чувства долга и правильных жизненных позиций.
Формирование и развитие техники чтения, осознанного чтения доступных по
содержанию и возрасту литературных текстов. Формирование коммуникативных
навыков в процессе чтения литературных произведений.
Речевая практика. Расширение представлений об окружающей действительности.
Обогащение лексической и грамматико-синтаксической сторон речи. Развитие
навыков связной устной речи. Развитие навыков устной коммуникации и их
применение в различных ситуациях общения. Ознакомление со средствами устной
выразительности, овладение нормами речевого этикета.
Предметная область «Математика».
Учебный предмет: Математика. Основные задачи реализации содержания:
Овладение началами математики (понятием числа, вычислениями, решением
арифметических
задач
и
др.).
Овладение
способностью
пользоваться
математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач
(ориентироваться и использовать меры измерения пространства, времени,
температуры и др. в различных видах практической деятельности). Развитие
способности использовать некоторые математические знания в жизни.
Предметная область «Естествознание».
Учебные предметы: Мир природы и человека.
Основные задачи реализации содержания:
Мир природы и человека. Формирование представлений об окружающем мире:
живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях
человека и общества с природой. Развитие способности к использованию знаний о
живой и неживой природе и сформированных представлений о мире для
осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных
природных и климатических условиях.
Предметная область «Искусство».
Учебные предметы: Изобразительное искусство, Музыка.
Основные задачи реализации содержания:
Изобразительное искусство. Формирование умений и навыков изобразительной
деятельности, их применение для решения практических задач. Развитие
художественного вкуса: умения отличать «красивое» от «некрасивого»; понимание
красоты как ценности; воспитание потребности в художественном творчестве.
Музыка. Формирование и развитие элементарных умений и навыков,
способствующих адекватному восприятию музыкальных произведений и их
исполнению. Развитие интереса к музыкальному искусству; формирование
простейших эстетических ориентиров.
Предметная область «Физическая культура».
Учебный предмет:
Физическая культура (Адаптивная физическая культура). Основные задачи
реализации содержания: формирование установки на сохранение и укрепление
здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни; соблюдение
индивидуального режима питания и сна. Воспитание интереса к физической культуре
и спорту, формирование потребности в систематических занятиях физической
культурой и доступных видах спорта. Формирование и совершенствование основных
двигательных качеств: быстроты, силы, ловкости и др. Формирование умения следить
за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, адекватно их
дозировать. Овладение основами доступных видов спорта (легкой атлетикой,
гимнастикой, лыжной подготовкой и др.) в соответствии с возрастными и
психофизическими
особенностями
обучающихся.
Коррекция
недостатков
познавательной сферы и психомоторного развития; развитие и совершенствование
волевой сферы. Воспитание нравственных качеств и свойств личности.
Предметная область Труд (технологии).
Учебные предметы: Ручной труд.
Основные задачи реализации содержания:
Ручной труд. Овладение элементарными приемами ручного труда,
общетрудовыми умениями и навыками, развитие самостоятельности, положительной
мотивации к трудовой деятельности. Получение первоначальных представлений о
значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности выбора
доступной профессии.
«Коррекционно-развивающая
область»
представлена
Ритмикой
и
коррекционными занятиями (логопедическими и психокоррекционными).
Основные задачи реализации содержания:
Ритмика. Развитие умения слушать музыку, выполнять под музыку различные
движения, в том числе и танцевальные, с речевым сопровождением или пением.
Развитие координации движений, чувства ритма, темпа, коррекция общей и речевой
моторики, пространственной ориентировки. Привитие навыков участия в
коллективной творческой деятельности.
Логопедические занятия. Формирование и развитие различных видов устной речи
(разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения
знаний об окружающей действительности. Обогащение и развитие словаря,
уточнение значения слова, развитие лексической системности, формирование
семантических полей. Развитие и совершенствование грамматического строя речи.
Развитие связной речи. Коррекция недостатков письменной речи (чтения и письма).
Развитие психомоторики и сенсорных процессов. Формирование учебной
мотивации, стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных
процессов.
Гармонизация
психоэмоционального
состояния,
формирование
позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие
самостоятельности, формирование навыков самоконтроля. Развитие способности к
эмпатии, сопереживанию; формирование продуктивных видов взаимоотношений с
окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса ребенка в
коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения.
Внеурочная деятельность
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является
неотъемлемой частью образовательного процесса в общеобразовательной
организации.
Основная цель внеурочной деятельности в ГБОУ СО «Качканарская школа»
является создание условий для достижения обучающегося необходимого для жизни в
обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы
ценностей, создание условий для всестороннего развития и социализации каждого
обучающегося с умственной отсталостью, создание воспитывающей среды,
обеспечивающей развитие социальных, интеллектуальных интересов учащихся в
свободное время.
Для развития потенциала тех обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), которые в силу особенностей своего
психофизического развития испытывают трудности в усвоении отдельных учебных
предметов, могут разрабатываться с участием их родителей (законных
представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются
индивидуальные учебные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп
и формы образования).
Внеурочная деятельность ориентирована на создание условий для: творческой
самореализации обучающихся с умственной отсталостью в комфортной развивающей
среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам
жизнедеятельности; позитивного отношения к окружающей действительности;
социального становления обучающегося в процессе общения и совместной
деятельности в детском сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и
педагогами; профессионального самоопределения, необходимого для успешной
реализации дальнейших жизненных планов обучающихся.
Результативность внеурочной деятельности предполагает: приобретение
обучающимися с умственной отсталостью социального знания, формирования
положительного отношения к
базовым
ценностям, приобретения опыта
самостоятельного общественного действия.
Базовые национальные ценности российского общества: патриотизм, социальная
солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука,
традиционные религии России, искусство и литература, природа, человечество.
Цель направления внеурочной деятельности «Экологическая страничка»
формирование и развитие экологически грамотного поведения у обучающихся..
Цель направления внеурочной деятельности «Весѐлая каллиграфия»: научить
детей писать перьевой ручкой правильно, красиво, аккуратно, формировать навыки
письма через различные методы и приѐмы.
Цель направления внеурочной деятельности «Занимательная математика»:
социальная реабилитация и адаптация обучающихся с интеллектуальными
нарушениями в современном обществе посредством освоения и применения
элементарных математических навыков и умений. Отработка полученных на уроках
математики навыков в игровой и нетрадиционной форме.
Для развития потенциала тех обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), которые в силу особенностей своего
психофизического развития испытывают трудности в усвоении отдельных учебных
предметов, разрабатываются с участием их родителей (законных представителей)
индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются индивидуальные
учебные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и формы
образования).
Реализация
индивидуальных
учебных
планов,
программ
сопровождается поддержкой ассистента.
Учебный план для обучающихся с РАС, с интеллектуальными нарушениями
(вариант 8.3)
Образовательные области
Обязательная часть
1. Язык и речевая практика
2. Математика
3. Естествознание
4. Искусство
5. Физическая культура
6. Труд (технология)
Итого
1.1. Русский язык
1.2. Чтение
1.3. Речевая практика
2.1. Математика
3.1. Мир природы и человек
4.1. Музыка
4.2. Рисование (изобразительное искусство)
5.1. Адаптивная физическая культура
6.1. Ручной труд
Ручной труд
Элективный курс
Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
Элективный курс
Основы финансовой грамотности
Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе)
Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и ритмика)
1. Логопедические занятия
2. Ритмика
3. Развитие психомоторики и сенсорных процессов
ИТОГО
Внеурочная деятельность:
Всего к финансированию
Учебный предмет
1 доп.
Всего
2
2
3
3
2
2
2
3
2
21
2
2
3
3
2
2
2
3
2
21
21
6
3
1
2
27
4
31
21
6
3
1
2
27
4
31
Учебный план для обучающихся с расстройствами аутистического спектра, осложненными интеллектуальными
нарушениями
(Вариант 8.4)
Пояснительная записка
Учебный план АООП для обучающихся с расстройствами аутистического спектра, осложненными интеллектуальными
нарушениями и ТМНР, вариант 8.4 обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий
объем нагрузки и максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав и структуру образовательных областей, учебных
предметов по годам обучения.
Учебный план для обучающихся составлен с учѐтом максимальной величины недельной образовательной нагрузки при 5дневной неделе в соответствии с СП 2.4. 3648-20.
Вариант 8.4 АООП может включать как один, так и несколько учебных планов. Специальная индивидуальная программа
развития (СИПР), разрабатываемая образовательной организацией на основе АООП, включает индивидуальный учебный план
(ИУП), содержащий предметные области, предметы и коррекционные курсы, которые соответствуют особым образовательным
возможностям и потребностям конкретного обучающегося.
Общий объѐм нагрузки, включенной в ИУП не может превышать объем, предусмотренный учебным планом АООП. Формы
организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП
образования определяет образовательная организация. Учебные планы обеспечивают в случаях, предусмотренных
законодательством Российской Федерации в области образования, возможность обучения на государственных языках субъектов
Российской Федерации, а также возможность их изучения, и устанавливают количество занятий, отводимых на их изучение, по
классам (годам) обучения.
Примерный учебный план организации, реализующей вариант 8.4 АООП, включает две части:
I – обязательная часть, включает:
шесть образовательных областей, представленных десятью учебными предметами;
коррекционно-развивающие занятия, проводимые учителем – логопедом и (или) учителем-дефектологом;
II – часть, формируемая участниками образовательного процесса, включает:
коррекционные курсы, проводимые различными специалистами;
внеурочные мероприятия.
Согласно АООП, при организации образования на основе СИПР, индивидуальная недельная нагрузка обучающегося может
варьироваться. Так, с учетом примерного учебного плана организация, реализующая вариант 8.4 АООП, составляет ИУП для
каждого обучающегося, в котором определен индивидуальный набор учебных предметов и коррекционных курсов с указанием
объема учебной нагрузки. В индивидуальных учебных планах детей с наиболее тяжелыми нарушениями развития, как правило,
преобладают занятия коррекционной направленности, у детей с менее выраженными нарушениями развития больший объѐм
учебной нагрузки распределится на предметные области. Некоторые дети, испытывающие трудности адаптации к условиям
обучения в группе, могут находиться в организации ограниченное время, объем их нагрузки также лимитируется
индивидуальным учебным планом и отражается в расписании занятий.
Основные задачи реализации содержания:
Математические представления
Формирование элементарных математических представлений о форме, величине, количественных, пространственных и
временных представлениях. Формирование представлений о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа, счет,
решение простых арифметических задач с опорой на наглядность. Овладение способностью пользоваться математическими
знаниями при решении соответствующих возрасту задач.
Речь и альтернативная коммуникация
Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной
коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия. Смыслом обучения социальному
взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и
повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах.
Окружающий природный мир
Основными задачами программы являются: формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы,
формирование временных представлений, формирование представлений о растительном и животном мире.
Окружающий социальный мир
Содержание обучения в рамках предмета «Человек» включает формирование представлений о себе как «Я» и своем ближайшем
окружении и повышение уровня самостоятельности в процессе самообслуживания.
Музыка и движение
Педагогическая работа с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) направлена на его
социализацию и интеграцию в общество. Одним из важнейших средств в этом процессе является музыка. Физические недостатки
могут ограничивать желание и умение танцевать, но музыка побуждает ребенка двигаться иными способами. У человека может
отсутствовать речь, но он, возможно, будет стремиться к подражанию и «пропеванию» мелодии доступными ему средствами.
Задача педагога состоит в том, чтобы музыкальными средствами помочь ребенку научиться воспринимать звуки окружающего его
мира, сделать его отзывчивым на музыкальный ритм, мелодику звучания разных жанровых произведений.
Изобразительная деятельность
Вместе с формированием умений и навыков изобразительной деятельности у ребенка воспитывается эмоциональное
отношение к миру, формируются восприятия, воображение, память, зрительно-двигательная координация. На занятиях по
аппликации, лепке, рисованию дети имеют возможность выразить себя как личность, проявить интерес к деятельности или к
предмету изображения, доступными для них способами осуществить выбор изобразительных средств. Многообразие
используемых в изобразительной деятельности материалов и техник позволяет включать в этот вид деятельности всех детей без
исключения. Несмотря на то, что некоторые дети с ДЦП не могут использовать приемы захвата кисти, карандаша, они могут
создать сюжет изображения, отпечатывая картинки штампами. Разнообразие используемых техник делает работы детей
выразительнее, богаче по содержанию, доставляет им много положительных эмоций.
Сенсорное развитие
Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью
познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в
значительной степени зависит от качества сенсорного опыта детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает
окружающий мир. У обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) сенсорный опыт спонтанно не
формируется. Чем тяжелее нарушения у ребенка, тем значительнее роль развития чувственного опыта: ощущений и восприятий.
Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) наиболее чувствительны к воздействиям на
сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет
благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому развитию.
Предметно-практические действия
Формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности. Освоение простых действий с предметами и
материалами; умение следовать определенному порядку при выполнении предметных действий. Овладение навыками предметнопрактической деятельности как необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, трудовой и
бытовой деятельности.
Двигательное развитие
Двигательная активность является естественной потребностью человека. Развитие двигательных навыков необходимо для
нормальной жизнедеятельности всех систем и функций органов человека. У большинства обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) имеются нарушения опорно-двигательных функций, значительно
ограничивающие возможности самостоятельной деятельности обучающихся. Поэтому работа по обогащению сенсомоторного
опыта, поддержанию и развитию способности к движению и функциональному использованию двигательных навыков является
целью занятий.
Учебный план для обучающихся с РАС (вариант 8.4)
(I-IV классы)
1. Обязательная часть
I. Предметные области
Учебные предметы
Количество часов
1 «Б» 2 «Б»
3 «Б»
4 «Б»
5 «Б»
1) Язык и речевая практика
1.1 Речь и альтернативная коммуникация
3
3
2
2
2
2) Математика
2.1 Математические представления
2
2
2
2
2
3) Окружающий мир
3.1 Окружающий природный мир
2
2
2
2
2
3.2. Человек
2
2
2
2
2
3.3. Домоводство
1
1
1
3.4. Окружающий социальный мир
1
1
1
1
1
4) Искусство
4.1.Музыка и движение
2
2
2
2
2
4.2 Изобразительная деятельность
3
3
3
3
3
5) Физическая культура
5.1. Адаптивная физкультура
2
2
2
2
2
Итого
17
17
17
17
17
2. Часть, формируемая участниками образовательных отношений
II. Коррекционные курсы
Количество часов
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Окружающий социальный мир
Коррекционно-развивающие занятия
Альтернативная коммуникация
Предметно-практические действия
Домоводство
Коррекционные курсы
1) Сенсорное развитие
2) Предметно-практические действия
3) Двигательное развитие
4) Альтернативная коммуникация
Итого
Внеурочная деятельность: 33/34 недели
Всего к финансированию
1 «Б»
6
1
2
1
1
1
6
2
1
1
2
29
4
33
2 «Б»
6
1
2
1
1
1
6
2
1
1
2
29
4
33
3 «Б»
6
1
2
1
1
1
6
2
1
1
2
29
4
33
4 «Б»
6
1
2
1
1
1
6
2
1
1
2
29
4
33
5 «Б»
6
1
2
1
1
1
6
2
1
1
2
29
4
33
Всего
12
10
10
10
3
5
10
15
10
85
Всего
30
5
10
5
5
5
30
10
5
5
10
145
20
165
Учебный план для обучающихся с для обучающихся
интеллектуальными нарушениями, Вариант 2
Пояснительная записка
Учебный план АООП, вариант 2 обеспечивает введение в действие и реализацию
требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем
учебной нагрузки обучающихся, состав и структуру образовательных областей, учебных
предметов по годам обучения.
Учебный план для обучающихся составлен с учѐтом максимальной величины
недельной образовательной нагрузки при 5-дневной неделе в соответствии с СП 2.4.
3648-20.
Вариант 2 АООП может включать как один, так и несколько учебных планов.
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР), разрабатываемая
образовательной организацией на основе АООП, включает индивидуальный учебный
план (ИУП), содержащий предметные области, предметы и коррекционные курсы,
которые соответствуют особым образовательным возможностям и потребностям
конкретного обучающегося.
Общий объѐм нагрузки, включенной в ИУП не может превышать объем,
предусмотренный учебным планом АООП. Формы организации образовательного
процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП
образования определяет образовательная организация. Учебные планы обеспечивают в
случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области
образования, возможность обучения на государственных языках субъектов Российской
Федерации, а также возможность их изучения, и устанавливают количество занятий,
отводимых на их изучение, по классам (годам) обучения.
Примерный учебный план организации, реализующей вариант 2 АООП, включает
две части:
I – обязательная часть, включает:
пять образовательных областей, представленных девятью учебными предметами;
коррекционно-развивающие занятия, проводимые учителем – логопедом и (или)
учителем-дефектологом;
II – часть, формируемая участниками образовательного процесса, включает:
коррекционные курсы, проводимые различными специалистами;
внеурочные мероприятия.
Согласно АООП, при организации образования на основе СИПР, индивидуальная
недельная нагрузка обучающегося может варьироваться. Так, с учетом примерного
учебного плана организация, реализующая вариант 2 АООП, составляет ИУП для
каждого обучающегося, в котором определен индивидуальный набор учебных предметов
и коррекционных курсов с указанием объема учебной нагрузки. В индивидуальных
учебных планах детей с наиболее тяжелыми нарушениями развития, как правило,
преобладают занятия коррекционной направленности, у детей с менее выраженными
нарушениями развития больший объѐм учебной нагрузки распределится на предметные
области. Некоторые дети, испытывающие трудности адаптации к условиям обучения в
группе, могут находиться в организации ограниченное время, объем их нагрузки также
лимитируется индивидуальным учебным планом и отражается в расписании занятий.
Основные задачи реализации содержания:
Математические представления
Формирование элементарных математических представлений о форме, величине,
количественных, пространственных и временных представлениях. Формирование
представлений о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа, счет, решение
простых арифметических задач с опорой на наглядность. Овладение способностью
пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту задач.
Речь и альтернативная коммуникация
Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с
использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться
ими в процессе социального взаимодействия. Смыслом обучения социальному
взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное
расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для
ребенка пределах.
Окружающий природный мир
Основными задачами программы являются: формирование представлений об объектах
и явлениях неживой природы, формирование временных представлений, формирование
представлений о растительном и животном мире.
Окружающий социальный мир
Содержание обучения в рамках предмета «Человек» включает формирование
представлений о себе как «Я» и своем ближайшем окружении и повышение уровня
самостоятельности в процессе самообслуживания.
Музыка и движение
Педагогическая
работа
с
обучающимися
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) направлена на его социализацию и интеграцию в
общество. Одним из важнейших средств в этом процессе является музыка. Физические
недостатки могут ограничивать желание и умение танцевать, но музыка побуждает
ребенка двигаться иными способами. У человека может отсутствовать речь, но он,
возможно, будет стремиться к подражанию и «пропеванию» мелодии доступными ему
средствами. Задача педагога состоит в том, чтобы музыкальными средствами помочь
ребенку научиться воспринимать звуки окружающего его мира, сделать его отзывчивым
на музыкальный ритм, мелодику звучания разных жанровых произведений.
Изобразительная деятельность
Вместе с формированием умений и навыков изобразительной деятельности у ребенка
воспитывается эмоциональное отношение к миру, формируются восприятия,
воображение, память, зрительно-двигательная координация. На занятиях по аппликации,
лепке, рисованию дети имеют возможность выразить себя как личность, проявить интерес
к деятельности или к предмету изображения, доступными для них способами
осуществить выбор изобразительных средств. Многообразие используемых в
изобразительной деятельности материалов и техник позволяет включать в этот вид
деятельности всех детей без исключения. Несмотря на то, что некоторые дети с ДЦП не
могут использовать приемы захвата кисти, карандаша, они могут создать сюжет
изображения, отпечатывая картинки штампами. Разнообразие используемых техник
делает работы детей выразительнее, богаче по содержанию, доставляет им много
положительных эмоций.
Сенсорное развитие
Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия
окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный
опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в
значительной степени зависит от качества сенсорного опыта детей, т.е. от того, насколько
полно ребенок воспринимает окружающий мир. У обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) сенсорный опыт спонтанно не
формируется. Чем тяжелее нарушения у ребенка, тем значительнее роль развития
чувственного опыта: ощущений и восприятий. Обучающиеся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) наиболее чувствительны к воздействиям на
сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов
сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и
физическому развитию.
Предметно-практические действия
Формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности. Освоение
простых действий с предметами и материалами; умение следовать определенному
порядку при выполнении предметных действий. Овладение навыками предметнопрактической деятельности как необходимой основой для самообслуживания,
коммуникации, изобразительной, трудовой и бытовой деятельности.
Двигательное развитие
Двигательная активность является естественной потребностью человека. Развитие
двигательных навыков необходимо для нормальной жизнедеятельности всех систем и
функций органов человека. У большинства обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) имеются нарушения опорно-двигательных функций,
значительно ограничивающие возможности самостоятельной деятельности обучающихся.
Поэтому работа по обогащению сенсомоторного опыта, поддержанию и развитию
способности к движению и функциональному использованию двигательных навыков
является целью занятий.
Учебный план для обучающихся с ТМНР (2 вариант)
I. Предметные области
1) Язык и речевая практика
2) Математика
3) Окружающий мир
4) Искусство
5) Физическая культура
Итого
(I-IV классы)
1. Обязательная часть
Учебные предметы
Количество часов
1 «Б»
2 «Б»
3 «Б»
4 «Б»
3
3
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
3
3
3
3
2
2
2
2
17
17
17
17
2. Часть, формируемая участниками образовательных отношений
II. Коррекционные курсы
Количество часов
1.1 Речь и альтернативная коммуникация
2.1 Математические представления
3.1 Окружающий природный мир
3.2. Человек
3.3. Домоводство
3.4. Окружающий социальный мир
4.1.Музыка и движение
4.2 Изобразительная деятельность
5.1. Адаптивная физкультура
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Окружающий социальный мир
Коррекционно-развивающие занятия
Альтернативная коммуникация
Предметно-практические действия
Домоводство
Коррекционные курсы
1) Сенсорное развитие
2) Предметно-практические действия
3) Двигательное развитие
4) Альтернативная коммуникация
5) Коррекционно-развивающие занятия
Итого
Внеурочная деятельность: 33/34 недели
Всего к финансированию
1 «Б»
4
1
1
1
1
6
2
1
1
1
1
27
4
31
2 «Б»
6
1
2
1
1
1
6
2
1
1
1
1
29
4
33
3 «Б»
6
1
2
1
1
1
6
2
1
1
1
1
29
4
33
4 «Б»
6
1
2
1
1
1
6
2
1
1
1
1
29
4
33
Всего
10
8
8
8
2
4
8
12
8
68
Всего
22
4
7
4
4
3
24
8
4
4
4
4
114
16
130
Учебный план для обучающихся с ТМНР (2 вариант)
(V-IX классы)
1. Обязательная часть
I. Предметные области
Учебные предметы
Количество часов
5 «Б»
6 «Б»
8 «Б»
9 «Б»
1) Язык и речевая 1.1 Речь и альтернативная коммуникация
3
3
3
3
практика
2) Математика
2.1 Математические представления
2
2
2
2
3) Окружающий мир
3.1 Окружающий природный мир
2
2
2
2
3.2. Человек
2
1
1
3.3. Домоводство
3
5
5
5
3.4. Окружающий социальный мир
2
2
3
3
4) Искусство
4.1 Музыка и движение
3
2
2
2
4.2 Изобразительная деятельность
3
3
5) Физическая культура
5.1.Адаптивная физкультура
3
2
2
2
6) Труд (технология)
6.1 Обслуживающий труд
2
4
5
Коррекционно-развивающие занятия
ИТОГО:
23
24
24
24
2. Часть, формируемая участниками образовательных отношений
II. Коррекционные курсы
Количество часов
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Человек
Предметно-практические действия
Коррекционно-развивающие занятия
Альтернативная коммуникация
Сенсорное развитие
Коррекционные курсы
1) Сенсорное развитие
2) Предметно-практические действия
3) Двигательное развитие
4) Альтернативная коммуникация
Итого
Внеурочная деятельность: 33/34 недели
Всего к финансированию
5 «Б»
6
1
1
2
1
1
4
1
1
1
1
32
6
38
6 «Б»
6
1
1
2
1
1
4
1
1
1
1
34
6
40
8 «Б»
6
1
1
2
1
1
4
1
1
1
1
34
6
40
9 «Б»
6
1
1
2
1
1
4
1
1
1
1
34
6
40
10 «Б»
2
Всего
14
2
2
5
3
2
2
5
2
25
10
10
4
23
13
11
6
11
16
2
120
10 «Б»
5
1
1
1
1
1
8
2
2
2
2
38
2
40
Всего
29
5
5
9
5
5
24
6
6
6
6
172
26
198